Женский чат
обо всем

Экскурсия в Беловежскую пущу и Брест. Продолжение. Брестская крепость.

Очень быстро темнело. И мы опоздали на зажжение фонарей на Советской улице в Бресте. Говорят, очень красивое действо. Что поделаешь, нельзя везде успеть…

Заселились в гостиницу.

А утром, осмотревшись, увидела за окном своего номера вот такой вид. Так начинался второй день нашей двухдневной экскурсии. В первый день мы были в Беловежской пуще. Почитать об экскурсии можно здесь.

В этот  день была намечена экскурсия в Брестскую крепость (крепость Брест-Литовск).. Честно говоря, очень тяжело об этом рассказывать. Я не видела войну, знаю ее по рассказам своих родителей. Но то, что я увидела в этой крепости, меня потрясло до глубины души. Было жалко тех молодых талантливых людей, которые сражались даже тогда, когда фашисты почти дошли до Москвы… И самое удивительное, что единицы из них остались живы и дошли до Берлина…

Немного истории. Мысли создать на месте Брест-Литовска  крепость возникла впервые в 1797 году. Город ведь находился на оживленном торговом пути, месте слияния рек Мухавец и Буга.

Но только в 1836 году началось строительство крепости.  В основание казармы были заложены памятная бронзовая доска и шкатулка с монетами. В 1953 году при разборке завалов их нашли.

Для того, чтобы построить крепость, снесли целый город с населением более 10 тысяч жителей. А ведь город существовал восемьсот лет! Великолепные, уникальные строения, символизирующие богатые культурно-религиозные традиции древнего Бреста, его ремесленно-торговый центр были уничтожены. Брест был перенесен на три километра на восток.

Время шло. Появлялось новое оружие. Крепость приходилось перестраивать. И в конце строительства крепость уже размещалась на 4 островах.

Когда началась Первая мировая война,  Брестскую крепость германским войскам удалось захватить  . Но уже в 1921 году по условиям Рижского мирного договора она отошла к Польше, в составе которой находилась до 1939 года. В 1939 г. Брестская крепость перешла  Советскому Союзу.

1941 год… Немцы напали на нашу страну. На пути стояла Брестская крепость, которую немцы во что бы то ни стало хотели захватить. Ночь, все спят. И не знают, что еще немного и на них упадут бомбы. Огромное количество фашистов где штурмом, где измором будут стремиться уничтожить защитников крепости…

Вот на этом  рисунке показана карта Брестской крепости и направления нападения на нее. Слева Западный Буг, в который впадает река Мухавец.

Вернемся в наше время. С погодой нам не повезло. Периодически шел дождь. Хорошо хоть не ливень. Мы идем к мемориалу. Периодически слышны сначала звуки метронома, затем шум падающих бомб, слова Левитана о начале войны и песня «Вставай страна огромная». Становится жутко.

Скульптурная композиция «Жажда» изображает советского солдата, который, опираясь на автомат, из последних сил пытается дотянуться до реки и зачерпнуть каской воды.

Мы зашли в музей. Я сделала несколько снимков. Вот это фрагмент моста через реку Мухавец и пограничный столб.

Это деревянный макет. Здесь показано, какой была крепость во время обороны.

Кто-то из защитников остался жив и дошел до Берлина.  На этом фото видна его надпись.

А это фото и письменный стол Смирнова. Он написал целую книгу об обороне брестской крепости. Она так и называется «Брестская крепость».

А вот это руины Белого дворца. Мы спустились вниз.

Подошли к главному монументу  «Мужество», штык-обелиску и могилам солдат и офицеров, погибших во время обороны крепости. Почтили минутой молчания…

Это восстановленный действующий Свято-Николаевский храм. В разное время в этом здании  располагались гарнизонная Николаевская церковь,, потом костел Св.Казимира, красноармейский клуб.

А это Холмские ворота. Здесь состоялась атака наших воинов. Многие были без оружия. Они напали на фашистов и забрали его у погибших…

Это тоже Холмские ворота, только с другой стороны.

Очень много зелени. В основном ивы, свисающие над водой.

А это уже Тераспольские ворота.

Памятник героям-пограничникам. Находится недалеко от Тераспольских ворот.

Экскурсия закончилась. Хочу сказать, что мое представление о Брестской крепости очень сильно  изменилось. Я ее представляла не так.  Советую всем, кто там не был, побывать обязательно.

Мы вернулись к автобусу. По пути сделала несколько снимков.

Вот это современный мост через реку Мухавец..

Мы напоследок пообедали в кафе. Кафе называется «Харчевня Сваяки».

Нам дали немного  свободного времени. И я решила прогуляться по Советской улице.

Вот в основном и все…. Кстати, Бресту в 2019 году будет 1000 лет и этот памятник этой дате посвящен. Только вот мне не удалось его хорошо снять… На этом наша двухдневная экскурсия заканчивалась.